Иллюстрации, изображающие древних греков и их костюмы от художника Tom Tierney. Эти картинки чёрно-белые, поэтому могут быть использованы как раскраска.

греческий хитон
женский греческий хитон. картинки
 

Древняя Греция располагалась в южной части Балканского полуострова (ее материковая часть), на островах Эгейского и Ионического морей и на узкой полоске западного побережья Малой Азии.
Горные гряды и морские заливы делили территорию Древней Греции на изолированные друг от друга области. Такое географическое положение служило естественной защитой от вражеских набегов и способствовало созданию достаточно самостоятельных в культурном, экономическом и политическом отношении общин (впоследствии — городов-государств). Скудная почва была малопригодна для земледелия. Зато море, со всех сторон омывающее Грецию и связывающее ее с соседними восточными и южными странами, способствовало развитию мореплавания, а также ремесел, обмена и торговли.
Характерной чертой древнегреческого общества было отсутствие крупного рабовладения. Это, в основном, и обусловило возникновение и развитие античной демократии. Великая древнегреческая культура — это культура свободных граждан. Она нашла свое отражение и в их внешнем облике и в костюме.
Древние греки создали совершенный тип драпированного костюма. Он изготовлялся из прямоугольных кусков ткани, одинаковых по форме и величине, но благодаря множеству драпировок, создававших свой особый ритм и динамику, каждый костюм отличался от другого.
Первоначально было два варианта греческого костюма: ионический и дорийский (ионийцами назывались малоазиатские греки, а дорийцами — обитатели материковой Греции).
Одежда древних греков на протяжении всего периода их истории по способу изготовления оставалась одинаковой, изменялись только ее размеры, ткань, отделка, украшения.
Греческий костюм состоял из нижней одежды и плаща, или накидки. Хитон носили все: и мужчины, и женщины, и дети. Он не выкраивался и не шился, его изготавливали из цельного длинного прямоугольного куска ткани.
Хитоны могли быть из шерсти или льна — эти ткани изготавливали сами греки, или привозили из колоний. Ткани имели рыхлую структуру и легко драпировались. Позже, с развитием торговли, в Грецию стали привозить узорчатую персидскую материю, сирийский шелк, финикийские пурпурные ткани.
В начале ионийско-аттического периода носили одежду только домашнего изготовления и в основном белого цвета. Но с развитием ткацкого и красильного ремесла появились разноцветные ткани с узорами. Одежда греков становится наряднее.
Ионийцы носили длинные, ниспадающие пышными складками одежды с восточными мотивами. Но постепенно азиатский стиль орнамента приобрел иную форму и возник прекрасный, изящный греческий орнамент. Знатные греки, одевавшиеся в белые одежды, украшали им ворот, подол, рукава. Орнаменты вначале были узкими, но когда греки начали использовать тяжелые дорогие ткани и одежда стала объемнее, орнамент тоже стал шире и массивнее.

Центром древней культуры на островах Эгейского моря был Крит. Он лежал на перекрестье древних морских путей. Первые города-государства на Крите возникли на рубеже III-II тысячелетия до н.э.
В XVI-XVII вв. до н.э. Крит был раннерабовладельческим государством, которым правил царь. Здесь сложилась высокоразвитая цивилизация, которую ученые называют минойской - по имени легендарного царя Миноса. Греческие мифы называют Миноса первым "владыкой моря": он построил большой флот, истребил пиратов, упрочил власть Крита над островами Эгейского моря, вел обширную торговлю с разными странами, в том числе и с Египтом.
Наивысшего расцвета минойская культура достигла в XVI - первой половине ХV вв. до н.э. Но в конце ХV в. до н.э. разразилась катастрофа. Великолепные создания минойской цивилизации - дворцы со знаменитыми фресками погибли от чудовищного землетрясения, и Крит пришел в упадок. Воспользовавшись этим, на остров с Балканского полуострова вторглись ахейцы.
Многие элементы критской культуры завоеватели принесли с собой в Арголиду, где в ХV-ХIII вв. до н.э. сформировалась так называемая микенcкая цивилизация с центрами в Микенах, Тиринфе и других городах.
 

Мужской костюм


Мужской крито-микенский костюм был очень простым. Он состоял из набедренной повязки, пояса и головного убора. На знаменитом "мече Миноса" изображены три охотника, на которых надеты не набедренные повязки, а очень короткие штаны. Царь носил корону и венец, украшенный длинными перьями.
Доспехи крито-микенских воинов состояли из кольчужного панциря, металлического шлема и металлических поножей. У них были щиты и копья. Такое воинское снаряжение в дальнейшем получит развитие в разных странах античного мира.