Центром древней культуры на островах Эгейского моря был Крит. Он лежал на перекрестье древних морских путей. Первые города-государства на Крите возникли на рубеже III-II тысячелетия до н.э.
В XVI-XVII вв. до н.э. Крит был раннерабовладельческим государством, которым правил царь. Здесь сложилась высокоразвитая цивилизация, которую ученые называют минойской - по имени легендарного царя Миноса. Греческие мифы называют Миноса первым "владыкой моря": он построил большой флот, истребил пиратов, упрочил власть Крита над островами Эгейского моря, вел обширную торговлю с разными странами, в том числе и с Египтом.
Наивысшего расцвета минойская культура достигла в XVI - первой половине ХV вв. до н.э. Но в конце ХV в. до н.э. разразилась катастрофа. Великолепные создания минойской цивилизации - дворцы со знаменитыми фресками погибли от чудовищного землетрясения, и Крит пришел в упадок. Воспользовавшись этим, на остров с Балканского полуострова вторглись ахейцы.
Многие элементы критской культуры завоеватели принесли с собой в Арголиду, где в ХV-ХIII вв. до н.э. сформировалась так называемая микенcкая цивилизация с центрами в Микенах, Тиринфе и других городах.
 

Мужской костюм


Мужской крито-микенский костюм был очень простым. Он состоял из набедренной повязки, пояса и головного убора. На знаменитом "мече Миноса" изображены три охотника, на которых надеты не набедренные повязки, а очень короткие штаны. Царь носил корону и венец, украшенный длинными перьями.
Доспехи крито-микенских воинов состояли из кольчужного панциря, металлического шлема и металлических поножей. У них были щиты и копья. Такое воинское снаряжение в дальнейшем получит развитие в разных странах античного мира.

В одежде древних евреев много заимствований из одеяний других народов. Это обусловлено историческими событиями.
Древний еврейский костюм напоминал одежду арабских кочевых племен.
Переселившись в долину Иордана, евреи сохранили прежнюю простоту в одежде. И хотя первый царь Израиля — Саул не любил роскоши, именно после возникновения собственного государства одежда израильтян стала богаче и разнообразней. На это повлияла богатая добыча, которую воины Саула захватывали в войнах. После убийства Саула царем стал Давид. В этот период под влиянием финикийцев одежда израильтян стала еще наряднее, появилось множество украшений. Царь Соломон, правивший после Давида, окружил себя баснословной восточной роскошью. Наступило время расцвета Израиля. Одежды знатных иудеев в это время становятся особенно богатыми. Восстания и междоусобицы раскололи царство на две части. Сперва в Иудее водворились ассирийцы, а позднее, в 788 году до н.э. — вавилоняне. В костюмах евреев появились характерные черты ассирийских одежд, а во время «вавилонского пленения» они почти не отличаются от вавилонских. Позже он еще раз изменился под влиянием римских и греческих одеяний.

Мужской костюм


Одежда знатных мужчин состояла из нижней шерстяной и верхней полотняной рубашки. Рукава могли быть длинные или короткие.
Обязательный элемент мужского еврейского костюма — пояс. Богатые роскошные пояса делали из шерстяной или льняной ткани, расшивали их золотом, украшали драгоценными камнями, золотыми пряжками. Бедняки носили кожаные или войлочные пояса.
Верхняя одежда зажиточных иудеев была двух типов. После возвращения из вавилонского плена стали носить верхнюю одежду с рукавами, длиной до колен, которая распахивалась спереди. Отделка этих кафтанов отличалась роскошью. В холодное время года пользовались популярностью кафтаны, в основном ярко-красного цвета, отороченные мехом.
На талии верхняя одежда украшалась богатой пряжкой, к углам которой прикреплялись кисти — «цисес».
Существовала также и широкая одежда без рукавов — нарамник. Она могла быть одиночной и двойной. Двойной нарамник представлял собой две одинаковые полосы материи, которые сшивались так, чтобы шов оказывался только на плечах, а оба куска ткани свободно спускались сзади и спереди. Такой нарамник с завязками по бокам являлся главным одеянием священников и назывался ефодом.

В ХII-ХIII вв. до н.э. на юго-западной территории Ирана, исконным населением которой были эламиты, стали селиться мидийские и персидские племена. Впоследствии они заняли все Иранское нагорье.
С конца IV тысячелетия до конца VII в. до н.э. здесь просуществовала древняя эламская цивилизация, со столицей в городе Сузы. На протяжении всей своей истории Элам был тесно связан с Месопотамией: обе страны воевали, торговали и устанавливали культурные связи друг с другом.
Около 549 г. до н.э. Элам захватили персы. 550 год до н.э. принято считать годом основания Персидской державы. Мидийское царство, образовавшееся раньше Персидского, было разгромлено персидским царем Киром и включено в состав Персидской державы.
В империю персидских царей, бывшую огромным рабовладельческим государством, входили завоеванные им области Малой Азии, Элам, Вавилония, Финикия, Сирия, Египет. Культура этих стран оказала большое влияние на культуру Древней Персии. Персы заимствовали у покоренных народов все лучшее, что было ими создано на протяжении тысячелетий.
Александр Макендонский, победивший Дария III при Иссе и Арбелах, положил конец персидскому владычеству.
Одежда древних персов первоначально была простой и служила в основном для защиты тела. Древние персы занимались охотой и скотоводством, и их одеждой были плащи из звериных шкур. Лишь позже, завоевав и поработив соседние народы, добыв огромные богатства, персы познакомились со многими предметами роскоши и стали одеваться в пестрые и богатые наряды.
Горные условия и континентальный климат требовали, чтобы одежда была удобной и закрывала все тело. Поэтому древние персы, как и шумеры, выкраивали свою одежду, что через много веков получило развитие в европейской одежде.

Месопотамией, или Междуречьем, в древности называлась область, расположенная в нижнем и среднем течении Тигра и Ефрата.
В середине III тысячелетия до н.э. на территории Месопотамии возникли первые государства. В южной ее части образовался центр развития древнейшей цивилизации — Вавилония, состоящая из южной Вавилонии — Шумера и северной Вавилонии — Аккада. А в северной Месопотамии, где равнину сменяли холмы и горы, возникло древнее государство Ассирия.
В древнем Вавилонском царстве правили цари. Общество составляли полноправные граждане, а также не полноправные, но юридически свободные граждане (мушкенумы) и рабы.
Ассирия, в отличие от Вавилонии, была бедной страной. Ее возвышение произошло благодаря тому, что через нее пролегали важные караванные пути. Кроме того, ассирийцы создали множество торговые колоний за пределами своего государства.
В Ассирии правили наместники, назначенные шумерскими царями. Верховным органом власти был совет старейшин. Существовала и должность правителя, которая передавалась по наследству.
Ассирия и Вавилония постоянно враждовали, и в VII в. до н.э. произошло крушение Ассирийской державы.
Длительные войны повлияли на одежду шумеров и других народов, населявших эту страну.
Прежде всего, материал, из которого шилась одежда, должен был защищать тело. Для этого лучше всего подходили кожа и мех. Ткани изготавливали из шерсти.
Древние шумеры носили юбки из меха, кожи или плотной ткани, несколько расширенные книзу. Подол такой юбки обшивался широкой полосой меха или шерстяной бахромой. Вавилонский царь Гудеа носил длинный плащ, закреплявшийся на левом плече; правое плечо при этом оставалось открытым.
В одежде древнего ассирийского общества существовали строгие сословные различия. В костюмах знатных людей отражалась склонность к внешнему блеску, необузданной пышности.
Ассиро-Вавилония славилась своими коврами, вышитыми тканями, изделиями из драгоценных металлов. Древние ассирийцы умели делать ткани из хлопка и льна, а также дорогие шерстяные материалы. Высоко было развито красильное искусство. Особенно ценились ткани пурпурного и темно-фиолето­вого цвета. Одежда из таких тканей стоила очень дорого, и носить ее позволялось лишь высшим сановникам.
Крой при изготовлении ассиро-вавилонской одежды применялся довольно сложный.

Древнее царство (2900—2400 гг. до н.э.)

Древнее царство — это молодость Египта. Именно в этот период начали создавать пирамиды. Столицей Древнего царства был Мемфис.
Египтяне уже с глубокой древности умели производить хорошие, прочные ткани из льна и хлопка и шить из них удобную одежду. Для изготовления одежд египтяне также использовали шкуры животных.
В сущности, у всех сословий одежда была одинаковой по фасону, различалась она только качеством материала.
Красители, которые изобрели только в конце эпохи Древнего царства, стоили дорого. Позднее ткани стали красить в разные цвета, появилась одежда с пестрыми узорами. Но за весь период существования египетского царства любимым цветом египтян оставался белый.



Мужской костюм



Основной одеждой мужчин с древности был передник — «схенти». Схенти носили все — от рабов до вельмож. Различались они только размерами и качеством ткани. Передники рабов и бедняков представляли собой узкую полоску кожи или бумажной ткани, которая придерживалась поясом. Схенти вельмож и жрецов изготовляли из большого куска ткани, средняя часть которого драпировалась впереди в складки, остальное же обертывалось вокруг бедер и подпоясывалось на талии. Средней части схенти придавали разную форму: трапециевидную, треугольную, веерообразную.
Помимо передников, знатные египтяне Древнего царства носили узкие плащи, тигровые или леопардовые шкуры, которые накидывали на плечи.

При ответе на вопрос "когда появилась одежда?" мнения учёных расходятся. Согласно самой осторожной гипотезе, одежда появилась около 40 тысяч лет назад, что подтверждается археологическими данными, т.к. именно этим временем датируются самые древние найденные иголки для шитья. Согласно самым смелым гипотезам, появление одежды могло совпасть с утратой предками человека основной части волосяного покрова, что произошло около 1,2 млн. лет назад. Существует также гипотеза, что время появления первой одежды можно узнать исходя из того, когда появились платяные вши, которые обитают только на одежде. Генетики говорят, что платяные вши отделились от головных вшей как минимум 83 тысячи лет назад, а возможно, даже ранее 170 тысяч лет назад. Существуют и более смелые оценки времени появления платяных вшей - от 220 тыс. до 1 млн. лет назад.

Вероятнее всего, одежда возникла не столько как защита от холода (известны племена, которые обходились без одежды, даже проживая в суровом климате, например, индейцы Огненной Земли), сколько как магическая защита от угрозы извне. Амулеты, татуировки, раскраска на обнажённым теле первоначально играли такую же роль, как позднее одежда, защищая хозяина с помощью магической силы. Впоследствии узоры татуировки переносились на ткань. Например, разноцветный клетчатый узор татуировки древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани.

Первыми материалами для одежды первобытного человека были растительные волокна и шкуры. Способы ношения шкур в виде одежды были различными. Это и обматывание вокруг торса, прикрепление к поясу, когда получалось хорошее укрытие для таза и ног; надевание на плечи через прорезь для головы (будущий нарамник), накидывание на спину и завязывание лап вокруг шеи, чтобы получалась теплая накидка в виде плаща. Чем больше человек усложнял свою одежду, тем больше на ней появлялось различных крепежных элементов и дополнений. Это когти, кости, перья птиц, клыки животных.