Условия жизни древних восточных славян — древлян, радимичей, вятичей и др. — были такими же, как и у их соседей — скифов и сарматов. Вероятно, и одежды у них были одинаковыми. Изготовляли их древние славяне из кожи, войлока, грубой шерстяной ткани. Позже костюм восточных славян под влиянием греческих, римских и скандинавских одежд стал богаче.
Мужчины носили шерстяную рубаху с длинными рукавами, без ворота, которая запахивалась спереди и подпоясывалась ремнем. Полы такой рубахи зачастую оторачивали мехом, а зимние рубахи были меховыми. Рубашка могла быть и без запа́ха.
Холщовые или сермяжные штаны, широкие, как шаровары, собирались у пояса и подвязывались у ступни и под коленями. Вместо ремешков на ноги иногда надевали металлические обручи. Богатые люди носили две пары штанов: холщовые и шерстяные.
На плечи набрасывали короткие или длинные плащи, которые застегивались на груди или на одном плече. Зимой славяне надевали овчинный тулуп и рукавицы.
Скифы обитали в I тысячелетии до н.э. в Северном Причерноморье и Приазовье. Первоначально так называлось только одно племя, подчинившее себе население этой области и создавшее мощный союз племен. Скифы были и кочевниками-скотоводами и земледельцами. Осели они только в Крыму и на Северном побережье Черного моря.
Скифское общество делилось на три сословия: воинов, жрецов и простых общинников (земледельцев и скотоводов). Каждое из сословий вело свое происхождение от одного из сыновей первопредка, и у каждого был свой священный атрибут: у воинов — золотой боевой топор, у жрецов — золотая чаша, у общинников — золотой плуг с ярмом. Считалось, что в момент возникновения мира эти предметы упали с неба.
Вначале скифским царством управляли три царя (это также считалось традицией, начало которой относилось к мифической эпохе), но к середине IV в. до н.э. Скифией стал единолично управлять царь Атей. Именно к этому периоду относятся почти все самые известные богатые курганы. Эпоха Атея пришлась на период могущества Скифии, а затем, после сарматского нашествия, во II в. до н.э. последовал ее упадок.
О культуре скифов (в частности, их одежде, украшениях, воинском вооружении) стало известно из раскопок скифских погребальных курганов. Самые большие курганы, часто многокамерные, сооружались при погребении скифских царей.
У скифов очень популярны были изображения животных, что послужило основой для создания знаменитого скифского звериного стиля. Для него характерно изображение определенных видов животных — оленей и других копытных, кошачьих хищников и птиц. Звериные мотивы украшали главным образом воинское снаряжение, конский убор, ритуальные сосуды.
Древние скифы носили одежду из выделанных кож, которую сшивали тонкими ремешками или крепкими нитками, была у них одежда и из тканой и валяной овечьей шерсти и овчинные тулупы. Обработкой шерсти и изготовлением одежды у них занимались женщины и рабы.
Галлия, в которой обитали древние кельтские племена галлов, находилась в Западной Европе, на территории современной Франции.
Римляне считали Галлию неприветливой страной с холодной зимой, дикой и суровой природой. Галлы, как и все кельтские племена, в глубокой древности носили одежду из звериных шкур и кожи. Они умели выделывать шкуры, кроить и сшивать их.
Ко времени ее завоевания Цезарем (58-51 гг. до н.э.), Галлия не была уже примитивным государством. Римляне застали развитую культуру.
Об одежде древних галлов много писали римские и греческие авторы. Почти все они отмечали дикость этих людей и в то же время пышность их костюма.
Мужчины носили короткую прилегающую куртку с узкими длинными рукавами, поверх нее надевали короткий четырехугольный шерстяной плащ — «сагум», украшенный орнаментом, который скреплялся на правом плече аграфом. Ему на смену пришел просторный римский плащ — паллиум (сагум сохранился как воинская одежда и был перенят римскими воинами). Позже под плащом стали носить тунику с рукавами, наподобие длинной блузы.
Главной особенностью галльского костюма были длинные узкие штаны, которые назывались «бракка».
Богатые и знатные галлы одевались роскошно. Их одежда была разного цвета, с красивыми рисунками, прошивалась маленькими золотыми пластинками и блестками. Туники военачальников опоясывались перевязью, украшенной золотом или серебром. Диодор писал: «Их плащи с пестрой отделкой, прикрепляющиеся аграфами, или очень плотны, или же очень легки, смотря по времени года». Чем выше было положение галла, тем пышнее был его плащ.
Простой народ носил короткие плащи, напоминающие сагум.
Галльские жрецы — друиды — носили длинную и широкую одежду из некрашеного чистого полотна. Она состояла из длинной или короткой нижней рубашки и верхней одежды с длинными широкими рукавами, которая спереди могла быть открытой или закрытой. Верхней одеждой также мог служить
плащ, застегивающийся на плече пряжкой или крючком. Главный жрец надевал такой плащ, под которым была очень длинная нижняя рубашка. Во время церемоний он водружал на голову колпак или венок из дубовых листьев.
Для Византии характерно слияние римско-эллинистической культуры и христианства.
Культурная жизнь регламентировалась установленным церемониалом. Этому же соответствовала и одежда. Традиционно она была антично-римской, но с новоперсидскими, а позже и арабскими мотивами.
Главным элементом мужского византийского костюма была туника с узкими длинными рукавами. Она могла быть короткой или длинной, на плечах и груди украшалась вышивкой.
Поверх туники надевалась верхняя, длинная одежда («талар»), без рукавов и очень широкая. Носили византийцы плащи и штаны. Штаны были двух типов: короткие, до колен, и длинные. Обе половины штанов надевались как отдельные части: в виде чулок, прикрепляющихся завязками к поясу. С короткими штанами надевали плотно обтягивающие ногу чулки.
Верхней одеждой византийцам служил плащ наподобие римского сагума или лацерны, края которого скреплялись аграфом на правом плече.
Древнеримское государство возникло в VIII в. до н.э. Первоначально это был город-государство, занимавший лишь небольшую часть Апеннинского полуострова (территорию современного Рима), надалеко от устья реки Тибр. Предки древних римлян — латины, обитавшие в Лации, расположенной в районе Тибра, отличались мужеством, выносливостью и суровостью.
Вся история римского народа, все этапы ее развития отразились и в одежде древних римлян. В далеком прошлом римляне отличались простотой нравов, и их простая одежда служила им лишь для защиты от жары или холода. Ее делали из шкур и шерсти животных, позже — из льна. Мужчины и женщины носили рубашки и плащи, обувались в сандалии и башмаки с ремешками.
В истории Римского государства выделяются два периода: республиканский и императорский. Быт римлян в республиканский период оставался еще довольно строгим. Римский костюм походил на греческий, он также был драпированным, но эстетическим идеалом древних римлян было не прекрасное человеческое тело, а суровые мужественные воины и величественные женщины. Поэтому сложный римский костюм, который первоначально изготовлялся из шерсти, а позже и из льняного полотна, придавал фигуре статичность, величественность, некую театральность. В императорский период одежды становятся богаче и пышнее. Появляются привозные шелковые ткани.
В период расцвета Римского государства его границы очень расширились, включив территорию современной Англии, Франции, Испании, Голландии и других стран. Рим стал огромной мировой державой, которая вела бесконечные войны и обширную торговлю. Награбленное богатство, множество рабов, выполнявших всю работу, вели к роскоши даже в обыденной жизни. Все это отразилось и в характере древнеримского костюма.
Римляне одевались в одежды ярких цветов: красные, пурпурные, фиолетовые, желтые, коричневые. Костюм белого цвета считался парадным, его надевали для торжественных выходов.
Изготовлением одежды у римлян занимались женщины. До времен империи римляне носили одежду домашнего изготовления. Даже император Август (I в. до н.э.) гордился тем, что его туника и тога были сделаны руками матери и жены. В отличие от греков, которые свои одежды ткали цельными на станке, римские одежды сшивались.
В XII веке до н.э. на территории Апеннинского полуострова возникло государство этрусков. Этруски — предположительно выходцы из Малой Азии, появились в Центральной Италии за 1000 лет до основания Рима и создали великую цивилизацию.
Этруски вели активную торговлю с греческими колониями в Италии и с Азией. У них процветали ремесла и искусства.
Период расцвета этрусской культуры пришелся на конец IV-V вв. до н. э.
Этрурию покорили римляне к 351 г. до н.э.
Мужчины носили хитоны, а на плечи набрасывали покрывала.
Первоначально их одежда состояла из четырехугольного покрывала (или накидки), плотно облегающего тело. Постепенно оно превратилось в более просторный плащ полукруглой формы под названием «тебенна», который ниспадал красивыми складками. Такие плащи делали из тканей разных цветов: зеленого, синего, голубого, белого с голубой каймой и др. Под плащ надевали короткий шерстяной хитон. К концу VI в. до н.э. появились короткие мужские рубашки из плотной, наподобие холста, материи, облегающие фигуру.
У богатых людей хитоны были нарядными: длинные, с короткими рукавами, из прозрачных тонких тканей желтого, голубого, терракотового и других цветов. Хитон мог быть из ткани с рисунком, богато вышитым, подол украшался цветными полосками. Такие же полоски нашивались и на покрывала. Хитоны делали цельнокроенные, расширявшиеся книзу, или пришивали внизу широкую оборку. Иногда хитон оставлял одно плечо открытым.
Покрывала, которые были элементом ритуального костюма этрусков, имели сложную форму и драпировались различными способами.
Крестьяне носили прямой хитон с рукавами и свободную рубашку, которую подпоясывали.
Костюм этрусского жреца отличался строгостью: белая шерстяная туника длиной ниже колен (ее могли отделывать по низу вышивкой в виде ряда горошин) и небольшая накидка синего цвета, украшенная широкой полосой. Обувались они в башмаки с высокими задниками и загнутыми вверх длинными острыми носками.
Древняя Греция располагалась в южной части Балканского полуострова (ее материковая часть), на островах Эгейского и Ионического морей и на узкой полоске западного побережья Малой Азии.
Горные гряды и морские заливы делили территорию Древней Греции на изолированные друг от друга области. Такое географическое положение служило естественной защитой от вражеских набегов и способствовало созданию достаточно самостоятельных в культурном, экономическом и политическом отношении общин (впоследствии — городов-государств). Скудная почва была малопригодна для земледелия. Зато море, со всех сторон омывающее Грецию и связывающее ее с соседними восточными и южными странами, способствовало развитию мореплавания, а также ремесел, обмена и торговли.
Характерной чертой древнегреческого общества было отсутствие крупного рабовладения. Это, в основном, и обусловило возникновение и развитие античной демократии. Великая древнегреческая культура — это культура свободных граждан. Она нашла свое отражение и в их внешнем облике и в костюме.
Древние греки создали совершенный тип драпированного костюма. Он изготовлялся из прямоугольных кусков ткани, одинаковых по форме и величине, но благодаря множеству драпировок, создававших свой особый ритм и динамику, каждый костюм отличался от другого.
Первоначально было два варианта греческого костюма: ионический и дорийский (ионийцами назывались малоазиатские греки, а дорийцами — обитатели материковой Греции).
Одежда древних греков на протяжении всего периода их истории по способу изготовления оставалась одинаковой, изменялись только ее размеры, ткань, отделка, украшения.
Греческий костюм состоял из нижней одежды и плаща, или накидки. Хитон носили все: и мужчины, и женщины, и дети. Он не выкраивался и не шился, его изготавливали из цельного длинного прямоугольного куска ткани.
Хитоны могли быть из шерсти или льна — эти ткани изготавливали сами греки, или привозили из колоний. Ткани имели рыхлую структуру и легко драпировались. Позже, с развитием торговли, в Грецию стали привозить узорчатую персидскую материю, сирийский шелк, финикийские пурпурные ткани.
В начале ионийско-аттического периода носили одежду только домашнего изготовления и в основном белого цвета. Но с развитием ткацкого и красильного ремесла появились разноцветные ткани с узорами. Одежда греков становится наряднее.
Ионийцы носили длинные, ниспадающие пышными складками одежды с восточными мотивами. Но постепенно азиатский стиль орнамента приобрел иную форму и возник прекрасный, изящный греческий орнамент. Знатные греки, одевавшиеся в белые одежды, украшали им ворот, подол, рукава. Орнаменты вначале были узкими, но когда греки начали использовать тяжелые дорогие ткани и одежда стала объемнее, орнамент тоже стал шире и массивнее.
Центром древней культуры на островах Эгейского моря был Крит. Он лежал на перекрестье древних морских путей. Первые города-государства на Крите возникли на рубеже III-II тысячелетия до н.э.
В XVI-XVII вв. до н.э. Крит был раннерабовладельческим государством, которым правил царь. Здесь сложилась высокоразвитая цивилизация, которую ученые называют минойской - по имени легендарного царя Миноса. Греческие мифы называют Миноса первым "владыкой моря": он построил большой флот, истребил пиратов, упрочил власть Крита над островами Эгейского моря, вел обширную торговлю с разными странами, в том числе и с Египтом.
Наивысшего расцвета минойская культура достигла в XVI - первой половине ХV вв. до н.э. Но в конце ХV в. до н.э. разразилась катастрофа. Великолепные создания минойской цивилизации - дворцы со знаменитыми фресками погибли от чудовищного землетрясения, и Крит пришел в упадок. Воспользовавшись этим, на остров с Балканского полуострова вторглись ахейцы.
Многие элементы критской культуры завоеватели принесли с собой в Арголиду, где в ХV-ХIII вв. до н.э. сформировалась так называемая микенcкая цивилизация с центрами в Микенах, Тиринфе и других городах.
Мужской крито-микенский костюм был очень простым. Он состоял из набедренной повязки, пояса и головного убора. На знаменитом "мече Миноса" изображены три охотника, на которых надеты не набедренные повязки, а очень короткие штаны. Царь носил корону и венец, украшенный длинными перьями.
Доспехи крито-микенских воинов состояли из кольчужного панциря, металлического шлема и металлических поножей. У них были щиты и копья. Такое воинское снаряжение в дальнейшем получит развитие в разных странах античного мира.
В одежде древних евреев много заимствований из одеяний других народов. Это обусловлено историческими событиями.
Древний еврейский костюм напоминал одежду арабских кочевых племен.
Переселившись в долину Иордана, евреи сохранили прежнюю простоту в одежде. И хотя первый царь Израиля — Саул не любил роскоши, именно после возникновения собственного государства одежда израильтян стала богаче и разнообразней. На это повлияла богатая добыча, которую воины Саула захватывали в войнах. После убийства Саула царем стал Давид. В этот период под влиянием финикийцев одежда израильтян стала еще наряднее, появилось множество украшений. Царь Соломон, правивший после Давида, окружил себя баснословной восточной роскошью. Наступило время расцвета Израиля. Одежды знатных иудеев в это время становятся особенно богатыми. Восстания и междоусобицы раскололи царство на две части. Сперва в Иудее водворились ассирийцы, а позднее, в 788 году до н.э. — вавилоняне. В костюмах евреев появились характерные черты ассирийских одежд, а во время «вавилонского пленения» они почти не отличаются от вавилонских. Позже он еще раз изменился под влиянием римских и греческих одеяний.
Одежда знатных мужчин состояла из нижней шерстяной и верхней полотняной рубашки. Рукава могли быть длинные или короткие.
Обязательный элемент мужского еврейского костюма — пояс. Богатые роскошные пояса делали из шерстяной или льняной ткани, расшивали их золотом, украшали драгоценными камнями, золотыми пряжками. Бедняки носили кожаные или войлочные пояса.
Верхняя одежда зажиточных иудеев была двух типов. После возвращения из вавилонского плена стали носить верхнюю одежду с рукавами, длиной до колен, которая распахивалась спереди. Отделка этих кафтанов отличалась роскошью. В холодное время года пользовались популярностью кафтаны, в основном ярко-красного цвета, отороченные мехом.
На талии верхняя одежда украшалась богатой пряжкой, к углам которой прикреплялись кисти — «цисес».
Существовала также и широкая одежда без рукавов — нарамник. Она могла быть одиночной и двойной. Двойной нарамник представлял собой две одинаковые полосы материи, которые сшивались так, чтобы шов оказывался только на плечах, а оба куска ткани свободно спускались сзади и спереди. Такой нарамник с завязками по бокам являлся главным одеянием священников и назывался ефодом.
В ХII-ХIII вв. до н.э. на юго-западной территории Ирана, исконным населением которой были эламиты, стали селиться мидийские и персидские племена. Впоследствии они заняли все Иранское нагорье.
С конца IV тысячелетия до конца VII в. до н.э. здесь просуществовала древняя эламская цивилизация, со столицей в городе Сузы. На протяжении всей своей истории Элам был тесно связан с Месопотамией: обе страны воевали, торговали и устанавливали культурные связи друг с другом.
Около 549 г. до н.э. Элам захватили персы. 550 год до н.э. принято считать годом основания Персидской державы. Мидийское царство, образовавшееся раньше Персидского, было разгромлено персидским царем Киром и включено в состав Персидской державы.
В империю персидских царей, бывшую огромным рабовладельческим государством, входили завоеванные им области Малой Азии, Элам, Вавилония, Финикия, Сирия, Египет. Культура этих стран оказала большое влияние на культуру Древней Персии. Персы заимствовали у покоренных народов все лучшее, что было ими создано на протяжении тысячелетий.
Александр Макендонский, победивший Дария III при Иссе и Арбелах, положил конец персидскому владычеству.
Одежда древних персов первоначально была простой и служила в основном для защиты тела. Древние персы занимались охотой и скотоводством, и их одеждой были плащи из звериных шкур. Лишь позже, завоевав и поработив соседние народы, добыв огромные богатства, персы познакомились со многими предметами роскоши и стали одеваться в пестрые и богатые наряды.
Горные условия и континентальный климат требовали, чтобы одежда была удобной и закрывала все тело. Поэтому древние персы, как и шумеры, выкраивали свою одежду, что через много веков получило развитие в европейской одежде.